tisso (ifodiano) wrote in repatriate_am,
tisso
ifodiano
repatriate_am

Category:

Этнобайки. Ассирийцы

Оригинал взят у ifodiano в Этнобайки. Ассирийцы
Оригинал взят у aramaia в Этнобайки. Ассирийцы

Владимир Суслов

Моя заветная мечта: жить в собственном доме осуществилась поздно, когда уже выросли дети и появились внуки. Дом с небольшим  земельным участком я приобрёл в старом  районе города, застроенном  столетними двухэтажными купеческими особняками  и домами, как говорят сегодня, частного сектора.  Моими соседями оказались Артур Дзиваян и Василий Фотов. Оба уже немолодые и потому взаимопонимание с ними я  нашёл быстро:  разговоры о выращивании винограда, изготовлении вина  и  уходе за  фруктовыми культурами  сближают.  Правда, через пару лет Василий собрался на свою историческую родину – в  Грецию,  куда в девяностые годы уехали сыновья. А  уже чуть позже  мой бывший сосед, ставший  Вазилисом  Фотосом,   звонил мне и рассказывал, как  у них жарко, и как скучно ему в маленькой квартире.
     К этому времени в его доме поселилась  другая семья. Её хозяин, Георгий Андреев,  средних лет мужчина, приветливый и гостеприимный,  пригласил меня с женой к себе в дом «познакомиться». Его супруга  поставила на стол национальные блюда. Так я узнал, что мои соседи – ассирийцы.
И ещё я понял, что приглашение было неслучайным.  Вчера я предполагал, что у соседей собрались гости по случаю  какого-то семейного праздника, например, дня рождения. А сегодня понял, что в доме Георгия было шумно и весело потому, что 1 апреля ассирийцы празднуют Новый год (Хаб-Нисан). Вот почему на столе в горшочке  зелёные ростки пшеницы, а  дом украшен цветущими ветками плодовых деревьев (правда, искусственными).  Жена Георгия – Лиля, угощала  нас   дохвой  из рёбер баранины,  джаржиком из творога, мертохией из муки.
     И разговоры, конечно, за столом велись вокруг темы детей и внуков, национальных традиций, истории ассирийцев. Спокойным голосом хозяин  дома  на  заданные  вопросы,  двумя-тремя фразами изложил историю своего рода. Как я потом выяснил, каждый ассириец должен это знать, потому что у представителей  этого народа  о человеке  принято судить по его предкам.  В словах  моего собеседника не  замечалось ни пафоса, ни высокомерия:  у ассирийцев  не принято кем-то  или чем-либо хвастаться перед другими людьми.  Из поколения в поколение  люди  хранили  свои обычаи, знания и даже язык, на котором  говорил ещё  Иисус Христос.
     Георгий   отметил, что современное общество во многом обязано  древним ассирийцам, потому что первая регулярная армия, первый свод законов, первая библиотека появились в древней Ассирии. «Знаешь ли ты, что колесо и стекло изобрели ассирийцы? -  спрашивал  он меня. «Я  об этом, по правде говоря, никогда не задумывался», - сознался я.
      А  через пару лет  после знакомства я с удовольствием наблюдал за ярким событием в жизни  этой  семьи – свадьбой. Ассирийцы дорожат своей семьёй, и не было, как меня уверяли, ещё случая, чтобы  ассирийский мужчина   бросил   жёну  и детей. До свадьбы тщательный отбор проходит не только будущий жених или невеста, но и их родственники. Особое внимание – матери невесты. Ассирийцы считают: какая мать – такая и  дочь.
      Георгий женил сына.   Ассирийская свадьба красива. Наверное, потому, что  женщины и мужчины одеты в роскошные и дорогие одежды,  потому что  необычен для современного человека ритуал   вручения молодожёнам подарков  и  потому что у этого народа национальные танцы исполняют все в течение всего свадебного праздника, а он может длиться два дня. Движения танца знает каждый. Мужчины и женщины, дети и люди пожилые танцуют, взявшись за руки. Образуется живая цепь и в ней никто не может сбиться с ритма. Движения настолько синхронны, что создаётся впечатление, будто цепь - один организм.  Если зазвучит новая музыка, из числа гостей выходит танцор, в одной руке он держит платок, а другой приглашает всех на новый танец. Эти танцы – своеобразная проверка на принадлежность к нации. Если гость встанет в круг и начнёт танцевать, - значит это ассириец. Своею принадлежностью к ассирийской нации гордятся все, как и  историей своего народа.
     Когда  Георгий   говорит  о тысячелетней судьбе ассирийцев,   во многом трагической, в голосе рассказчика чувствовалась печальная интонация. Под владычеством Персии, Рима, Арабского халифата и Османской империи ассирийцы подвергались физическому уничтожению,  потому что были христианами,  они  испытали то, что впоследствии назовут геноцидом.  «В 21 веке,  когда лидеры многих  стран     заявляют  о культуре  и   цивилизованности  современного мира, ассирийцы в Сирии и Ираке бегут от резни и убийств по тем же религиозным причинам,  что  и сотни лет назад», - твёрдо выговаривая каждое слово,  скажет    Георгий, когда мы заговорим  с ним о событиях на Ближнем Востоке.
      История многому учит. Говорят, чтобы увидеть своё будущее, нужно посмотреть на прошлое  других   стран. Например, на историю Ассирии, в которой многовековое могущество в один миг превратилось в многовековое  страдание  народа - по вине  правителей.  Вспоминается  миф:  «Во времена военного могущества Ассирии, царь осознал, что его  боятся,  ему поклоняются,  потому что он  покорил все страны. И настало время сразиться с самим богом. Повелел  тогда  царь построить башню до небес. И увидел бог  в этом  дерзость, и разрушил  башню, а ассирийцев навсегда лишил государства. С тех пор разбросан этот народ  по разным странам, и нет у него правителей – ни добрых, ни злых».
     Этот  миф  говорит нам: «Берегите  землю, на которой живёте,  потому что  это  территория  вашей страны.  Не позволяйте правителям своих государств уверовать, что они боги».


© Copyright: Владимир Суслов, 2015
Свидетельство о публикации №215062600459


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments