tisso (ifodiano) wrote in repatriate_am,
tisso
ifodiano
repatriate_am

О языке и школе - личное

Оригинал взят у andrewhov в О языке и школе - личное

В родительском доме говорили в основном по-русски.   Отец и мать – геологи.  В свое время окончили русскоязычные школы.   К четырем-пяти годам я научился читать и писать.   Сшивал маленькие самодельные книжки.    Осиливал трехкилограммовый том Незнайки. Армянским в этом возрасте почти не владел.   После недели пребывания в армяноязычном детском саду, преподавательница вызвала мать, и потупив глаза от неловкости попросила ее заняться несчастным ребенком, показывать ему предметы, называть их имена и т.п. чтобы преодолеть .....задержку в развитии.    Мать ошарашенно слушала.   Все прояснилось быстро. Просто всю неделю я молчал и в разговоры на армянском не вступал.   Вот она и приняла меня за дебила.

Учился сначала в 25-ой, а потом в 132-й русской школе.   В последней в основном учились  дети специалистов с высшим образованием – инженеров, врачей, ученых.    Школе замечательной, с потрясающими кабинетами и сильнейшими учителями. А вот армянский язык и литература были в полном загоне.   И это казалось тогда настолько естественным – мы в полной уверенности шли к созданию новой общности – советского народа.   Все местное казалось несущественным пережитком прошлого.    Ребята активно поглощали иностранную литературу и многочисленные научно-технические популярные журналы на русском.   

Отлично помню, что учащихся окрестных армяноязычных школ многие мои одноклассники считали второсортниками.     На то были причины – в массе своей они были явно слабее образованы, доступа и особого интереса к огромному пласту иноязычной литературы не имели, выглядели провинциально в силу того, что многие были из рабочих семей, и сильно отличались тематикой интересов.  Помню, по выражению лица и каким-то другим малоуловимым приметам, я почти наверняка мог отличить ученика русской школы от ученика армянской до того как он/она раскроет рот.  

Проблемы начались в институте, на архитектурном факультете, где преподавание велось только на армянском языке.   На первом курсе вынужденно конспектировал армянские лекции на русском, на втором курсе – уже на корявом армянском – на третьем перешел на английский, которым к этому времени увлекся.  

Но в иснтитуте были и проблемы и другого рода. Несмотря на то, что я был в центре смешанной компании и был одним из ее лидеров, мне было психологически трудно вливаться в армяноязычную среду, принимать армянский образ мышления.   На факе учились очень продвинутые и интересные ребята, в том числе из армяноязычных школ и из-за рубежа – Парижа, Бейрута, Алеппо.    Часто обсуждали философские, искусствоведческие темы.    Ох как это меня напрягало с моим косным армянским.   Но я очень благодарен тому факту, что поступил туда – хоть начал с грехом пополам читать по-армянски и довольно сносно изьясняться. И даже в репертуаре появились песни Ахвердяна под гитару. И выпускной мой проект градостроительного решения Северного Проспекта, кстати получивший первую премию на всесоюзном конкрсе в 1983г., был сопровожден неплохими армянскими текстами моего сочинения.  

Потом пошла работа в научном отделе всесоюзной архит-стротельной компании в Ереване. И все опять покатилось под уклон.     Все шло на русском – спец литература, патенты, научно-исследоватьельские работы, сопроводительная документация к архитектурным проектам.

Потом обучение за рубежом, работа в американском посольстве и далее - в американских компаниях в Ереване. Здесь безраздельно властвовал английский.

Итог:

Мне 48 лет. Бытовым разговорным армянским владею неплохо, но для публичных выступлений не годится,  бегло читать и писать и мыслить на армяснком не научился.   Волею осбстоятельств мой родной язык мне особо не пригодился в родной стране.   До сих пор читаю по-армянски построчно, хотя стоит мне взглянуть на страницу с русским или английским текстом и содержание уже у меня в голове.   Причем тот-же английский, а позже и французский давались неимоверно легко.  Спокойно на английском думаю. Откуда такие сложности с армянским?    

Позорно плохое знание родного языка при жизни в родной стране, несмотря на определенные неудобства, не сделало меня «плохим» армянином или ухудшило мою жизнь. Я прожил сверх-интересную жизнь – на пятерых хватит. И то, что я сделал для развития страны тоже никто у меня не отнимет.   И страну я свою люблю, и мысли об отьезде никогда небыло, хотя повидал весь мир, чувствовал себя везде как рыба в воде, да и возможностей уехать было немало.   Не нужно мне это было.    И тогда и сейчас.

Что я хочу для своих детей в языковом плане?

1.       Чтобы хорошо, красиво могли изьясняться, читать и писать на родном языке.   Не хотел бы, чтобы они прошли через те конфузы, через которые прошел я. И если эти конфузы были раньше не смертельны, то теперь они могут стоить карьеры. Не уверен, что на нем они будут познавать грандиозную мировую классику или научно-техническую литературу, ее все-таки предпочтительней  читать в оригинале, но хотелось бы, чтобы своих ключевых писателей и поэтов все-таки знали, уважали, помнили и цитировали к месту (высший пилотаж).    

То, что идеально на армянском они говорить не будут, это тоже факт.   Хороший армянский сейчас, после стольких лет борьбы с русским, найти наверное труднее, чем раньше.   Язык искорежили, замордовали и отяжелили ненужной, выдуманной терминологией.    Презираемые раньше жаргоны с сопутсвующим дегенеративным поведением и деревяным псевдоюмором вошли чуть ле ни в норму на телевидении и кино, и завладевают молодежью. Все это имеет право на существование в определенных пределах, но ниша массового владения чистым звучным армянским языком так и осталась пустой.   Когда и кем все это выправиться, при наличии кучи других проблем в стране, трудно сказать.   

2.       Мы не американцы – с одним родным языком у нас дорога на задворки истории. Хочу, чтобы дети мои имели не меньше доступа, чем имел и имею я, к громадному и интересному миру вне Армении – через отличное знание английского и русского.    Уверен – так и произойдет,  жизнь продиктует, если конечно не возникнет у них деструктивного желания закуклиться.   Желательно знать французский или немецкий тоже.   Хотя бы базово понимать крупных нейтральных соседей – персов.   Считаю, что более полезно и эффективно обучить детей языкам , чем все переводить на Армянский.  

Ну а то, что они будут считать себя армянами и гордиться этим, где бы они не находились – в этом я не сомневаюсь.

Моя точка зрения – гос школы, оплачиваемые налогоплательщиками, должны быть армяноязычными, с хорошим преподаванием как минимум двух иностранных языков.   Все гос внимание – им. И армяноязычные школы (гос и частные) должны доминировать  - всегда.

А частные, по мне, могут откликаться на другие запросы рынка и быть какими угодно, армяноязычными, иноязычными, элитными-неэлитными, дешевыми-дорогими, с различными моделями обучения. Разумеется в изредка пересматриваемых пределах, которые должна диктовать система лицензирования. И должны составлять несущественный процент.  

Все мы знаем, есть контингент родителей, которые видят будущее своих детей вне страны.  Причем со школьного возраста.   Не имею к ним никаких претензий и не собираюсь всех стричь под одну гребенку.   Не совковые времена.   В итоге куча детей учиться в анлоязычных спецшколах в третьем мире, например в Таиланде, где это большой бизнес.    Украденный у нас, поскольку таких школ у нас нет.      Ребенок, закончивший школу в Таиланде вряд ли сюда вернется продолжать обучение и работать, а ребенок окончивший аналогичную спецшколу здесь, но не обрубивший социальные связи, может еще и подумает...

Вне темы, просто на интерес: я придерживаюсь мысли, что доминантный язык существенно формирует лицо. Поскольку лицевые мышцы работают по другому, в других доминантных сочетаниях, движениях, напряжениях и т.п.  Соответственно и развиваются эти мышцы по-другому, формируя специфические черты лица. Вы замечали, как часто изменяются лица детей после пары лет проведенных в Америке?



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments